Как доехать и что посмотреть по дороге
Если соберётесь ехать на общественном транспорте, придется сменить три автобуса: от Манилы до крупного города Багуйо, от Багуйо до горного городка Бонток и от Бонтока до самой деревни Бускалан.
Расстояние до тату-деревни от Манилы меньше 500 км, но дорога занимает примерно 14 часов.
Но виды, открывающиеся всю дорогу, вознаграждают за все мучения. Зелёные горы, покрытые рисовыми террассами, водопады и пещеры, которые можно посмотреть по дороге — ради всего этого множество туристов приезжают сюда, даже если не собираются бить татуировку.
По дороге можно остановиться в городе Багуйо — симпатичном и, по сравнению с шумной Манилой, чистом.
Если поедете в феврале-марте, застанете там ежегодный фестиваль цветов — но и в остальное время город производит очень приятное впечатление.
А ближе к концу дороги можно заехать в деревню Банауэ, знаменитую своими рисовыми террасами.
Кроме того, в тех же краях находится деревня Сагада, очень популярная среди местных туристов.
Там можно посмотреть пещеры, водопады и уникальное местное горное кладбище, где гробы не закопаны в землю, а подвешены к скале.
Замужем за искусством татуировок
Обычно «мамбаток» становились мужчины. Одним из них был отец Ванг-Од из горной деревни Бускалан. Как и другие родители, ценящие «баток», он с гордостью украшал тело своей дочери узорами. Первые из них — лестница и питон.
В 15 лет Ванг-Од и сама взяла в руки шип, чернила и пластину и стала первой женщиной-«мамбаток» в племени калинга. Отец передал девушке свое мастерство, чтобы она могла зарабатывать татуировками и кормить семью.
Во время Второй мировой войны Филиппины оккупировала Япония. На фронте погиб возлюбленный Ванг-Од. Ей было 25 лет. Она решила, что никогда не выйдет замуж и посвятит себя искусству «баток».
Ванг-Од создавала узоры из многоножек и орлов, цветочных орнаментов. Со временем о ней стали узнавать за пределами Филиппин. В Бускалан стали приезжать и журналисты и туристы, желающие сделать на память традиционную татуировку.
«Они защищают нас и делают нас сильнее в собственной коже. Когда гости сказали мне, что хотят заплатить за татуировку на их коже, я подумала: почему бы им тоже не стать сильными и защищенными?» — объясняет Ванг-Од.
Она стала предлагать туристам каталог из 20 татуировок: изображения луны и солнца, змеи, компаса. Но выбор чаще всего все равно делала сама, доверяя своей интуиции.
Стоимость ее сеанса — 500 песо (около 700 руб.).
Экономика деревни начала расти. Семьи, уехавшие в города, стали возвращаться домой. В Бускалане появилось кафе, съемное жилье, некоторые местные жители стали работать гидами.
Тату-мастерица гордится, что люди преодолевают по 12 часов сложнейшей дороги от ближайшего населенного пункта, а потом еще 40 минут пешком, чтобы встретиться с ней. «Я очень благодарна гостям, которые приезжают из разных уголков мира. Они хотят татуировки — а значит, наполняют мою жизнь смыслом», — говорит она.
Когда краска на шипе заканчивается, Ванг-Од пальцами набирает новую порцию из миски и внимательно смотрит на три точки (знак племени калинга), появившиеся на коже. Из них сочатся чернила, смешанные с кровью.
Сейчас это единственная татуировка, которую делает пожилая мастерица. Она уже не может сидеть за работой целый день: начинает болеть спина, а с заходом солнца становится сложно видеть мелкие детали рисунка. «Я перестану делать татуировки, только когда совсем потеряю зрение», — говорит Ванг-Од. Но в ее дворе уже несколько лет выкопана могила, и деревенские дети любят использовать ее для игры в прятки.
Традиция и легенда
татуировка мамбабаток по Whang-od являются последний живой образец этого искусства. Их конструкции отличаются тем, что содержат природные мотивы y геометрический. Ваша подпись — это Татуировка de три очка. Эти Татуировки, которые следуют метод это восходит к более чем тысяча лет, они сделаны с инструментальный очень просто, как и ингредиенты чернил: вода y уголь.
И, как почти во всех традиционные мотивы, отношения татуировщик с его искусством это почти магия, и он полон суеверий и Легенды.
Например, в начале Уанг-од татуированный воины y a
Мухерес их области, которые стремились украсить свою кожу, и сделали это с углы y предсказания. Но с исчезновение — золотых потребительских товаров воины y el
увеличение туристов, татуировщик он перестал петь и предсказывать будущее своих клиентов. Старуха считает, что углы они только для него украшение женщин в вашем районе и празднование победы воинов.
Кроме того, каждый татуировка мамбабаток есть символика очень точный и тесно связанный с культура от села. Например, он орел тату символизирует то, что воин убил враг.
Примитивные инструменты и боль при татуировании
В «тату-салоне» Ванг Од не автоматической генерации красот природы инструментов, к которым мы привыкли во время сеансов у нашего любимого тату-мастера. Здесь нет стерильных условий, а сами средства являются примитивные и в соответствии с тем, что было, выдуманные тысячи лет назад.
Татуировки использует бамбуковые палки, который закончился терновником деревья calamansi или папоротника. Этот метод, заключающийся в ритмическом суета одна палка о второй, безусловно, более мучительная, чем та, с помощью электрической бритвы. Если речь идет о туши, то он производится своими руками музыканта и образуется из смеси древесного угля и воды. Тату темы имеют характерный и нерабочий внешний вид, вдохновленный окружающей нас природы. Это не сложные узоры, но из-за их изготовление и традиции, которая за ними стоит, являются чем-то особенным, чем-то, что бросается в глаза.
Негигиенично подход и большой боль ни в чем не мешает тамошним жителям, а также людям, которые прибывают с дальнего расстояния, чтобы получить возможность бросить кусок кожи к ее услугам. Такие туристы должны преодолеть трудный путь, потому что, кроме 15-часовой езды на машине, их ждет длинный путь через леса и рисовые поля в горной деревне Buscalan, где находится ее дом и мастерская. Вы не можете добраться туда иначе, чем пешком. Не отбивает но потенциальных желающих, которых довольно много. В перспективе трудном пути до пункта назначения, выполнение татуировки, кажется, не такие страшные.
Сколько это стоит
На въезде вам нужно будет зарегистрироваться и получить гида — без него в деревню входить запрещается.
Гид для группы до 5 человек стоит 1 000 филиппинских песо (20$), от 6 человек — 1 500 (30$).
Так что приезжать одному сюда невыгодно — хорошо бы найти компанию по дороге, чтобы разделить эту сумму.
На въезде придется оставить машину и подниматься в деревню по довольно крутому склону примерно 30-45 минут: не забудьте взять с собой удобную обувь и пару бутылок воды.
В деревне вас попросят заплатить взнос за посещение объекта культурного наследия — это ещё 100 песо (2$) с человека.
После этого вы получите номер (как в банке!) и останетесь дожидаться своей очереди на татуировку.
Иногда очередь такая большая, что придется ночевать в деревне и дожидаться своего номера на следующий день.
Цена за ночёвку фиксированная — 350 песо (7$) с человека.
Сама татуировка у Ванг-од (три точки) стоит всего 150 (3$) песо. А если хотите набить более сложный узор у других жителей деревни, обойдется он вам от 300 до 1500 песо.
Для ориентира — я заплатила за небольшой символ (примерно 10х10 см) 500 песо (10$).
Кроме того, перед татуировкой вам нужно будет купить сам инструмент за 100 песо — зато потом он остаётся с вами в качестве сувенира.
Несколько слов в конце
Это замечательно, что в мире есть еще такие люди, как Ванг Од и я рад, что наткнулся на нее, кстати, написания другой статьи, который касался племенные татуировки Племенные татуировки — их история и значение, и я мог познакомиться с ней ближе. Упомянуть стоит о том, что артистка появлялась на различных конвентах татуировки, где можно было отдать себя в ее руки. Однако, я думаю, что лучше отправиться на Филиппины и, кстати, на экскурсию оффшорные зоны, которые для любителей природы, безусловно, будет чем-то особенным. Увлекательным для меня является то, что только родственные люди могут передавать друг другу знания о татуировании баток. С одной стороны, это интересный подход уходит корнями глубоко в традиции ее народа, которые следует уважать, но с другой жаль, что этот стиль ушел в небытие, что в какой-то момент вы бежите из людей, которые могли бы дальше практиковать эту профессию в единственной правильной форме, то есть это было тысячи лет Держу пальцы скрещенными за то, чтобы так не случилось.
Кто и как делает тату в знаменитой деревне
В общей сложности у нее обучается около двух десятков учениц, включая внучатую племянницу Грейс Паликас, которая, по ее собственному признанию, поначалу не особенно интересовалась работой бабушки. Но в 2007 году о старейшей татуировщице калинга сняли документальный фильм, который был показан на канале Discovery, и в деревне Бускалан стало появляться все больше туристов. Спустя несколько лет изменилась жизнь и самой Ванг-од, и ее соседей – поток гостей не ослабевал, они были готовы платить деньги и за саму татуировку, и за ночлег, и за еду, и за экскурсии – и деревня превратилась в популярный туристический объект.
Технология набивания татуировки сохраняется такой же, как и в прошлые века, есть только некоторые уступки по части гигиены. Используется бамбуковая палочка и иглы цитрусового дерева, краситель состоит из растворенного в воде угля. С помощью деревянного молотка мастер забивает краситель в кожу, ударяя по игле до 100 раз в минуту. Побывавшие на сеансе у Ванг-од и какой-либо из ее учениц признаются, что тату от хранительницы традиции – опыт куда более болезненный. Тем не менее, в день Ванг-од может набить до тридцати «многоточий».
Ванг-од – самая возрастная модель Vogue.
Своих детей у нее не было, замужем ей тоже не довелось побывать. Выбранного ею жениха в далекой юности забраковала семья, и он женился на другой девушке, а вскоре погиб. Ванг-од решила никогда не создавать семью, и занималась своим ремеслом. В 2023 году она стала самым пожилым человеком, украсившим обложку журнала Vogue, статья о ней появилась в филиппинском издании. Несмотря на то, что 106-летней татуировщице уже непросто дается работа, расставаться с ней она не собирается, пока позволяет здоровье.
Наследование навыки татуировки в соответствии с традицией
Тело артистки было покрыто татуировками, когда она была еще подростком. В культуре ее народа, женщины тату-мастера только и исключительно из эстетических соображений, в отличие от мужчин, для которых отдельные татуировки имели определенные смысл. Вспоминает, что все ее знакомые и друзья были татуированы, что заинтересовалась тем более искусство. Влияние на это имел, безусловно, также ее отец, потому что он занимался выполнением татуировок на каждый день. Это он, видя большой потенциал в своей дочери, он решил научить ее всему, что сам умеет и уже в возрасте 15 лет начал актер.
В традиции mambabatok чрезвычайно важным является то, что входы и выходы, связанные с татуированием могут быть сообщены только родственникам. Говорит, что научить кого-то, с кем не связанным узами крови, может привести к искажению и осквернению этого прекрасного искусства и самого тату.
Это сейчас является редким методом, потому что, как я уже упоминал, один из немногих людей, который отдает дань старым правилам, является героиня этой статьи. Ванг Од считает, что молодых людей не тянет к искусству татуировки, и не хотят изучать ее секреты, могут тату, но и сами в значительной степени не хотят, чтобы собственноручно заняться татуированием. Учит за это свои внуки, и он надеется, что в будущем они будут традиционными мамбаток, благодаря чему традиция сможет выжить в последующие годы.
К чему готовиться
Всех, кто соберётся в это приключение, хочу сразу предупредить: татуировка от этой старушки точно не для неженок.
Тату-искусство Апо Ванг-од рассчитано на местных мифологических богатырей вроде Мауи, но никак не на европейских белокожих принцесс.
Для татуировки Ванг-од использует традиционный инструмент: палочку из бамбука с иголкой от цитрусового дерева, а в качестве краски — разведённый уголь.
Игла обмакивается в краску, и сама татуировка набивается с помощью постукивания деревянным молоточком по палке с иглой.
Я, муж-турок и татуировщица уже после моего обморока
В деревне нам сказали, что ухаживать за татуировкой не нужно — просто промывать водой.
Верить этому не рекомендую: мои «три точки» заживали самостоятельно несколько недель, периодически надуваясь и воспаляясь, так что лучше ускорить этот процесс каким-нибудь ранозаживляющим.
«Я сделал татуировку в Бускалане»
Традиционно мастерство «баток» передается кровным родственникам — иначе сакральный смысл татуировок теряется. Своих детей у Ванг-Од нет, поэтому она стала учить ему своих внучатых племянниц
Ванг-Од делится: «Для меня очень важно, чтобы они продолжали мою работу и развивали Бускалан, когда меня не станет»
26-летнюю Грейс и 23-летнюю Элиан мастерица называет внучками, а они ее — бабушкой. На теле девушек узоров меньше, чем у Ванг-Од: они признаются, что это очень больно.
Грейс начала делать татуировки в десять лет: ей нравилось наблюдать за работой бабушки. Элиан стала работать в 16 лет, когда старшая сестра уехала учиться в колледж. «Я хотела помочь родителям в оплате моей учебы. И чтобы наша культура не исчезла», — говорит она.
Правда, клиенты Грейс и Элиан все чаще приходят не за традиционными изображениями, а за татуировками в западных традициях. Одна из самых популярных фраз: «Я сделал татуировку в Бускалане». Антрополог Аналин-Сальвадор Аморес считает, что глубокое символическое значение мастерства «баток» исчезает.
Но Ванг-Од не против, что в традиционное искусство приходят новые тенденции. Она верит, что каждый человек, который получил ее татуировку, почувствует, что она умирает, и приедет в Бускалан с ней попрощаться.
Фото: Getty Images.
Карьера татуировщицы – самая долгая в истории
Ванг-од не должна была получить навыки татуировщика – издавна эту работу выполняли только мужчины. Но отец ее, сам опытный мастер, увидел в дочери талант и решил развивать его. Он же сделал первые тату девочке в виде лестницы и питона – для красоты. Она работала татуировщицей уже начиная с 15 лет, и даже застала те времена, когда за заслуженными рисунками приходили удачливые охотники за головами; запрещенная колонизаторами с запада практика ведения межплеменных войн не сразу сдала позиции.
Она родилась 17 февраля 1917 года, впрочем, документов, подтверждающих этот факт, нет. Бускалан – деревня, отрезанная от внешнего мира долгими часами пути, и чтобы попасть сюда, даже сейчас туристы проводят в дороге больше 14 часов.
Приезжают главным образом для того, чтобы прикоснуться к древней традиции мамбабаток – именно такое название носит здешний ритуал нанесения татуировок. Можно уехать с замысловатым узором, выполненным одной из учениц Ванг-од, а можно получить и «фирменный» рисунок от нее самой.
Ванг-од, ее внучатая племянница Грейс Паликас и узоры, которые можно выбрать для тату в Бускалане
Начиная с 2017 года Апо Ванг-од делает простое тату из трех точек – они символизируют преемственность традиции, которая сейчас находится в руках старейшей жительницы Бускалана и двух ее родственниц-учениц. Согласно обычаям, мастерство калинга может передано только внутри рода. С эстетической точки зрения работа учениц выглядит интереснее, но традиционные пение и гадание, как и другие элементы давнего обряда молодыми татуировщицами уже игнорируются и, вероятнее всего, будут забыты с уходом Ванг-од.
Броня на коже и пропуск в загробный мир
Левая рука держит бамбуковую палочку с расщелиной на конце. В нее вставлен длинный шип от лимонного терновника. Правая рука ударяет деревянной дощечкой по тупому концу шипа. Благодаря направляющему бамбуку его острый конец попадает точно в цель, снова и снова оставляя под кожей чернила из воды и сажи. 100 ударов в минуту. Тук-тук-тук-тук.
Обложка Vogue Philippines, март 2023
Так устроена технология «баток», существовавшая задолго до изобретения тату-машинки. Первые археологические находки, свидетельствующие о развитии татуировок на Филиппинах, старше 2,5 тыс. лет. Люди были готовы терпеть боль (гораздо более сильную, чем от тату-машинки), ждать несколько дней и дорого платить, чтобы оставить на своем теле узоры.
Мужчинам татуировки делали в знак их отваги и мужества. Изображения многоножек и орлов украшали тела воинов. В татуировки они были одеты, как в броню. Женщины получали геометрические узоры после замужества — как символ красоты и плодородия.
Без татуировок женское тело считалось уродливым.
К тату-мастеру шли при заболеваниях или когда женщина не могла забеременеть: считалось, что шип с чернилами выпускает из тела человека «плохую кровь» и оно омолаживается. Во время сеанса тату-мастер проводил особый обряд с песнопениями и гаданиями.
Татуировки помогали рассказать историю человека: его род и идентичность, социальный статус. Узоры были важны не только при жизни людей, населявших территории Филиппин. Они верили, что если земные богатства нельзя забрать с собой в загробный мир, то татуировку (со всеми ее символическими значениями) — вполне.
В конце 1890-х годов Филиппины вышли из состава Испании, однако католическое влияние на островах осталось. Женщины стали прятать свои татуировки под одеждой: в христианстве они запрещены. Традиционное ремесло «баток» стало забываться. Его носителями остались отдельные «мамбаток» — тату-мастера.
Тату – украшение для охотников за головами и женщин народа калинга
Апо Ванг-од, или, как ее еще зовут, Мария Оггей – это местная достопримечательность. Дело даже не в том, что ей 106 лет, она сохраняет ясный ум и по-прежнему занимается и работой, и домашним хозяйством. Ванг-од – старейшая и, как утверждают некоторые, последняя в мире хранительница древней традиции народа калинга. Речь идет о ритуале нанесения татуировок, которому уже больше тысячи лет.
Принадлежащих к этой этнической группе – более 160 тысяч человек, у них есть свой язык и свои традиции, давно уже потерявшие, конечно, первозданный колорит: те же тату во времена детства Ванг-од наносили на тела охотников за головами. Охотники эти когда-то возвращались в родные деревни со своей жуткой добычей, победив врагов-чужаков и заслужив тем самым драгоценные узоры, которые можно будет, в отличие от богатства, «забрать с собой» перед неминуемой встречей с богами.
Женщинам тоже полагались тату-отметины: это делали ради красоты, а также в лечебных целях, чаще всего в стремлении победить бесплодие и забеременеть. Нанесение тату у калинга представляло собой целый ритуал, с песнями, гаданием и даже жертвоприношением; к тому же считалось, что в процессе человек теряет «плохую кровь», что тоже способствует исцелению.
106-летняя татуировщица – главная достопримечательность округи
Узоры выбирали тоже в строгом соответствии с обычаями: воину, который победил врага, например, полагалось наколоть орла. Впрочем, охотники за головами не ограничивались одним рисунком: татуировки делали в несколько приемов, расписывали руки, плечи, грудь. Процедура растягивалась на несколько дней и была довольно болезненной, поскольку старинные методы татуировщиков калинга по части сервиса (как и по части гигиенической безопасности) уступали современным.
Whang-od получает заслуженное признание
Хотя может быть Уанг-од не будь таким знаменитый как и другие художники Татуировка в качестве Kat Von D, en
Филиппины это красиво известный, и даже получил назначение считаться человеческим благом и частью живая культураиз этой страны.
Кроме того, он появлялся в разных документальный и в некоторых экспозиция. В 2017 году он также участвовал в соглашение рядом с их подмастерья.
История Ван-од, последний тату мастер мамбабатокэто определенно захватывающий. Другая, простая жизнь, полностью посвященная искусство, находящееся под угрозой исчезновения, но чем закончится выживающий, даже если это что-то различный.