Музей Макса Фактора
А вот и уголок-музей Макса Фактора. Да-да, именно того, кто создал всем известную косметику «Max Factor». Как же занесло его на Рязанщину? Максимилиан Факторович родился в 1872 году в городе Здуньска-Воля Российской империи. В семье было 10 детей, поэтому мальчик рано начал работать. С 7 лет продавал конфеты в театре, потом стал помощником аптекаря, а в 9 — учеником мастера по изготовлению париков. После службы в армии Максимилиан не стал уезжать далеко от Москвы и осел в Рязани. Здесь он и открыл свой первый магазин. Это была парикмахерская, но в ней также продавались самодельные румяна, кремы, парики. Люди только удивлялись: в городе достаточно подобных заведений, зачем ещё одно.
Однажды в Рязань приехал императорский театр. У актёров труппы закончился грим, и им посоветовали обратиться к Факторовичу. Надо сказать, что в то время театральный грим стирали жесткой тканью. Поэтому у актеров нередко была сильно повреждена кожа. Но Факторович сумел дважды удивить артистов:
- грим прекрасно держался и не растекался;
- специальное средство помогло смыть его без мочалок.
Вскоре Максимилиана пригласили в Москву. Он стал специалистом по косметике при дворе и в императорском театре. А чуть позже его косметика прижилась среди знати.
В России усилились еврейские погромы, и в 1904 году Факторович эмигрировал в Америку. Здесь он и сократил имя до привычного нам Макса Фактора. Его вклад в развитие индустрии красоты невозможно переоценить. Именно он придумал тональные кремы, тушь, грим для киносъёмок и многое другое. А главное, с его легкой руки косметикой стали пользоваться обычные женщины. Ранее это считалось вульгарным.
В салоне «Аромат времени» можно увидеть первую косметику «Макс Фактор» — ту самую, изготовленную 100 лет назад.
Здесь же можно купить сувениры: кремы, бальзамы, свечи с различными ароматами. Можно примерить шляпы, боа, почувствовать себя леди начала ХХ века. Салон больше привлекает женщин и молодых девушек, но и немногим посетителям-мужчинам тоже нравится.
В салоне проводят мастер-классы и другие интересные мероприятия.
Стоимость экскурсии — 500 руб. с человека.
Стоимость посещения без экскурсии 250 руб. с человека.
Для организованных групп от 10 человек — стоимость экскурсии 250 руб. с человека.
Мастер-класс по созданию духов — 800 руб. с человека.
Исторический салон «Аромат времени»
Здесь не любят слово «музей». Ведь в салоне нет витрин, а экспонаты не только можно, но и нужно трогать, слушать запахи, примерять. Название прекрасно отражает суть салона. Заходишь и сразу погружаешься в атмосферу начала ХХ века. Запах, окружающие предметы, стилизованные вывески парикмахерской и аптекарской лавки. Все собранные предметы нужны для создания красоты — зеркала, косметика, духи, шляпки.
Основатель салона Ксения много лет проводит экскурсии по Рязани. И, конечно, рассказывает о Максе Факторе. Туристов всегда удивляет то, что первый его магазин был открыт в нашем городе. Сейчас об этом знает гораздо больше людей, но всё же такой необычный факт нельзя обойти.
Пройдёмся по салону
Первым делом мы попадаем в дамский будуар. Большое зеркало, этажерка с журналами, манекен, всякие женские штучки и швейные принадлежности. Сто лет назад каждая женщина должна была уметь шить. Богатых заставляли правила общества, а бедных нужда. Обеспеченные дамы и красоту наводить сами умели. Хоть обычно и помогали им служанки. А вы попробуйте сами себе вавилоны на голове накрутить полуметровые!
Сколько тут всяких вещиц! Музыкальная пудреница, бальные перчатки и специальные щипцы для их растяжки, шляпные булавки. Книга Лины Кавальери «Искусство быть красивой». Самая красивая женщина мира давала советы по маникюру, ухода за лицом и волосами.
Далее мы попадаем в парикмахерскую. А вы знаете, что в то время это были только мужские заведения? Прическу сделают, щеки побреют, усы-бороду напомадят. А сколько сил нужно было приложить, чтобы вся эта красота не пропала! Чего только не придумывали для модников того времени. И чашки с полочкой для усов (индивидуальные, по размеру), и наусники, чтобы форму ночью не испортить.
А уж одеколонов тут сколько. Даже долгожители есть – Кельнская вода, «Шипр», «Тройной» одеколон. Эти ароматы, наверное, всем знакомы.
В аптекарской лавке того времени можно было не только купить лекарства, но и приобрести косметику или заказать товары по специальному каталогу. Ассортимент везде был примерно одинаковый и конкуренция заставляла аптекарей проявлять фантазию. Так, например, появилось первое фигурное мыло в виде огурца. Или боны — монетки, которые давали при покупке, а в следующий раз ими можно было расплатиться.
Красота относительна
Форма губ, которую Фактор назвал «Лук Купидона», актрисы Клары Боу
Когда Макс приехал в Голливуд, тот как раз переживал эпоху расцвета, в нем началась эпоха немого кино. Будто искра, попавшая в масло, оно зажгло в людях интерес, и режиссеры уже думали о новых возможностях, которые давала им пленка. Мастерство и знания Макса Фактора здесь пришлись к месту.
Старый театральный грим не устраивал киношников. Он был слишком густым и хрупким. Нанесенные на лица маски трескалась от улыбок и рыданий, образовывая трещины на лице, которое должно было быть безупречным. Полученные в юношеские годы знания по химии выручили Макса. Он с маниакальной увлеченностью работал над новыми формулами, пока не получил желаемый результат. Выработанный им крем был влажным, эластичным и устранял недостатки кожи. Но главное: он был единственным и уникальным. Актеры, до этого сами занимавшиеся гримом, были рады купить готовый товар, и новый голливудский магазин Макса Фактора в мгновение стал знаменитым.
Так накладывался первый грим немого кино, пленка не передавала всех цветов, поэтому в реальности актеры выглядели ужасно
С приходом панхроматической пленки и нового освещения, актеры уже не могли использовать старый грим, который делал их красивыми только в объективе камер. Но Макс не сидел сложа руки, он тут же выпустил обновленный крем, а вместе с ним и новую губную помаду, которая не подтекала в уголках губ. Обычные женщины, пораженные красотой кинозвезд, тоже захотели такую косметику и повалили в магазин Макса. Однако до 1920 года крашенными по улицам ходили только проститутки, поэтому полицейские не раз останавливали приличных девушек, спутав их с распутницами. Красота менялась, и то, что было вульгарным или даже отвратительным десять лет назад, теперь вдруг стало вершиной вкуса. Во многом причиной этому был Макс Фактор.
Рождение Макса Фактора
Максимилиан Факторович
В 1904 году Факторовичу стало ясно, что в России оставаться небезопасно. Перебраться за океан и открыть собственный магазин помог дядя. Американцы быстро преобразовали имя и фамилию эмигранта. Так русско-польский парикмахер превратился в Макса Фактора.
Фактор выбрал крайне удачное место для своего магазина. Лавка открылась неподалёку от «Фабрики Грёз». В результате каждая актриса Голливуда знала о чудесном гриме, который продавался недалеко от студии.
Макс Фактор появился в Америке своевременно. Развитие кинематографа привело к тому, что старый грим смотрелся неестественно. Старый грим отваливался и трескался, средства же Фактора позволяли добиться однородной фактуры. Гримом Фактора пользовался даже Чарли Чаплин, так как средства не стесняли мимику.
Цветное кино — новая веха в деятельности Фактора. Именно он разработал четыре цветовых профиля. Он смог подобрать оттенки отдельно для блондинок, рыжих, шатенок и брюнеток. В 1925 году он получил заказ на три тысячи литров светло-оливкового грима для фильма «Бен-Гур».
Лавка Макса Фактора по продаже косметики в США
Покоритель Голливуда
Через год после обустройства в США Макс Фактор, сокративший имя для новой клиентуры, открыл первый магазин на Голливудском бульваре в шаговой доступности до «Фабрики грез». Супруга, сыновья помогали отцу в изготовлении косметики и иных полезных в актерском деле аксессуаров. Вскоре весь свет Голливуда закупал товары у Максимилиана. Слава о талантливом человеке расходилась по миру.
Тем временем новые технологии съемки выявили новую проблему. Прежний грим на основе жира смотрелся ужасно в кадре, нужно было что-то менять.
Тогда режиссер заметил прекрасный макияж Жозефины Данн и выведал у нее, что это грим Фактора, специально созданный для съемок.
«Калибратор красоты».
Косметику стали сметать с прилавков. Среди клиентов Макса Абрамовича были Чарли Чаплин, Бастер Китон и другие звезды кинопленок. А он продолжал искать новые способы гримировки и сформулировал главное правило своей жизни: «Грим не может считаться хорошим, если он заметен».
Для звёзд — и для вас
Макс Фактор прославился не только как создатель универсального грима. Он всегда мечтал делать красивыми и обычных женщин. В начале XX века макияж на светских дамах не приветствовался. Не пользовались дамы ни помадой, ни тушью, ни румянами.
Спрос на губную помаду вырос после того, как Фактор создал на губах Клары Боу «Лук Купидона» — контур в форме сердца. Простые женщины начали копировать любимых актрис и скупать косметику Фактора.
Макс всегда старался совершенствовать продукцию. Благодаря его инициативе женщины впервые попробовали помаду нежного розового цвета, а не насыщенного красного оттенка. Это позволило перенести акцент на глаза. Что бы ни придумывал Фактор, женщины тут же подхватывали его идеи.
Еще:
- Почему чукчи долго сопротивлялись российскому завоеванию, но в конце концов уступили
- Каким в царской России было жильё, сдаваемое в аренду
- Славяне на Британских островах: миф или реальность?
- «Колодец в ад»: тайны сверхглубокой Кольской скважины
- 3 способа обмануть вас на «Авито»
Трудное начало жизни — лучшая школа
Парикмахерская, в которой начал карьеру стилист
Польский еврей Максим Факторович родился в многодетной семье, проживавшей в городе Здуньская-Воля, который в 1877 году принадлежал Российской империи (сейчас это собственность Польши). Родители, неспособные прокормить десять отпрысков, отправляли их работать. Так в семь лет Максим уже продавал арахис, сладости и фрукты в фойе театра, а позже повторял, что именно там он «познакомился с миром фантазии». В восемь лет мальчик сменил пышные залы варьете на маленькую коморку аптекаря, где устроился ассистентом. В ней он получил начальные знания в химии, которые уже через год пригодились ему на службе у ведущего парикмахера города.
Через пять лет Максим двинулся в Москву вместе с берлинским модельером Антоном, который сразу же заметил в нем талант. Юноша попал за кулисы Большого театра, который словно улей гудел от насыщенного жужжания светской толпы. Впрочем, его куда больше интересовала техника грима, популярная у актеров. Пробыв подмастерьем еще три года, Максим к 18 годам стал профессионалом, обладающим познаниями в химии и театральном искусстве, так и не окончив школу.
Любое ремесло — это очень серьезно
Макс Фактор экспериментирует в лаборатории
В 18 лет Максима призвали в армию, где он прослужил четыре года. Большую часть времени он провел в госпитале, помогая врачам и открывая для себя новые законы химии. Спустя годы он написал : «Я не любил находиться там, но служба в больнице многому меня научила». Однако армия была лишь первым испытанием его духа.
Вернувшись на гражданку, юноша перебрался в Рязань и открыл маленький магазинчик. В нем он торговал париками, румянами и кремами собственного производства. Большинство бродячих артистов заглядывали к нему, чтобы обновить гардероб. Среди них была театральная труппа, которая направлялась в императорский дворец. Актеры закупились всем необходимым и поехали давать представление, но через несколько дней вернулись в сопровождении гвардии. Императорская семья, пораженная качеством грима, немедленно захотела увидеть его создателя. Так Максим Факторович попал во дворец Его Величества Николая Второго.
Сперва дела шли хорошо, но очень скоро Максим понял, что заперт в золотой клетке. Стражники ходили за ним по пятам и следили за каждым шагом, а вскоре он узнал, что не может проведать даже собственный магазин без сопровождения охраны. В своем скромном заведении он появлялся раз в неделю, но, тем не менее умудрился завязать роман с одной из посетительниц. Эстер Роза была замечательной девушкой, она понимала бедственное положение возлюбленного и согласилась на тайные свидания, но их хватило, чтобы у молодой четы появилось трое детей.
В 1903 году в Российской империи начался новый всплеск антисемитизма и Максим, даром что фаворит царя, не на шутку испугался за свою жизнь и жизни детей. Косметолог решил бежать из страны, пока не стало слишком поздно, но не представлял как. Знакомый генерал, раскрывший тайный брак Максима, подсказал ему выход: стоило лишь притвориться больным, чтобы император отправил его на лечебные воды, где скрыться было бы гораздо легче.
Молодой человек так и поступил: он сделал самый лучший грим в своей жизни, чтобы предстать немощным перед дворцовым доктором. Тот поверил в обман, и через несколько дней гример уже ехал в Карлсбад, где его ждала семья.
Прибыв в санаторий, Максим все еще хромал, чтобы сбить с толку охранников, которые также неотступно следовали за ним. Избавиться от них было гораздо труднее, чем перехитрить доктора. Одним погожим днем Максим гулял по фонтанной площади, куда должна была прийти Эстер с детьми. Вокруг теснились люди, поэтому, улучив момент, он схватил жену за руку и скрылся в толпе.
Темной зимней ночью Максим Факторович шел со своей семьей по лесу. Он больше боялся за жену и мальчишек, которых скрывал пять лет, чем за самого себя. Еще несколько дней назад он был одним из самых уважаемых людей в стране, а теперь он будто преступник шагает по сугробам, надеясь как можно скорее убраться отсюда.
Семья[править | править код]
У Макса Фактора было шестеро детей:
- Фреда Шор (22 января 1898 – 18 июня 1988)
- Сесилия Файрстайн (17 октября 1899 – 28 мая 1984)
- Дэвис Фактор (2 февраля 1902 – 31 августа 1991)
- Фрэнсис «Фрэнк» Фактор (позже известный как Макс Фактор-младший; 18 августа 1904 – 7 июня 1996)
- Луи Фактор (29 августа 1907 – декабрь 1975)
- Сидни Б. Фактор (14 февраля 1916 – 15 декабря 2005)
В 2003 году Эндрю Ластер (родился 15 декабря 1963 года), один из правнуков Макса Фактора, был признан виновным в многочисленных сексуальных домогательствах, связанных с использованием GHB для приведения своих жертв в бессознательное состояние.
Сводный брат Макса Фактора Джон (8 октября 1892 – 22 января 1984) был гангстером и мошенником эпохи сухого закона, связанным с Чикагской бандой.
О косметике фирмы Max Factor’s знает каждая женщина. Сделанная из первоклассного сырья и обладающая великолепной текстурой, эта косметика пользуется огромной популярностью в мире.
Занимательно и неожиданно, что ее родоначальником является обычный житель Рязани с еврейскими корнями, о котором мы сейчас расскажем подробнее.
Максимилиан Абрамович Факторович родился 15 сентября 1872 в польском городке Здуньская-Воля в многодетной семье, где был старшим из восьмерых детей. На его плечи пала тяжкая ноша заботы о младших братьях и сестричках, поэтому уже в семь лет ему пришлось начать подрабатывать.
Сперва он продавал билеты в кинотеатре, затем стал помощником аптекаря. В 9 лет его «повысили в должности» до помощника косметолога в театре. И ему так понравилась работа с гримом и костюмами, что это предопределило всю его дальнейшую жизнь.
После службы в армии Максимилиан переехал в Рязань и занялся продажей косметики и париков собственного производства. В то время театральные актеры часто гастролировали, а потому работы Максима Факторовича не остались незамеченными, и очень скоро он получил предложение поработать с Петербуржским Оперным театром.
Долгое время Максимилиан Абрамович работал в качестве театрального гримера. Однако вспыхнувшая волна гонений на евреев вынудила его бросить все и бежать в США.
Через год Максимилиан, сокративший свое имя до удобоваримого для американцев «Макс Фактор», открыл свое дело в Голливуде рядом со знаменитой «Фабрикой грез». Семья помогала Максу в создании косметики и иных аксессуаров, полезных для актерского мастерства.
Популярность росла как на дрожжах.
Затем Голливудские кинокомпании столкнулись со следующей проблемой: на экране тогдашний макияж слишком сильно отдавал жирным блеском, что смотрелось неэстетично. Многие компании, производившие косметику, не могли с этим ничего сделать — основой их продукции являлся жир животного происхождения.
И только косметика производства Макса Фактора выглядела качественно в кадре.
Голливуд подчистую смел все с прилавков магазина Макса и заключил с ним контракт на долгосрочное сотрудничество.
Карьера простого мужчины из многодетной семьи да еще и с еврейскими корнями совершила крутой взлет. Очень скоро под его эгидой появилось специальное устройство — калибратор красоты. Не слишком симпатичная металлическая конструкция, надевающаяся на голову. И тем не менее помогающая с хирургической точностью определить пропорции лица, тем самым позволяя правильно выбрать макияж.
К слову, следует сказать, что в те годы краситься являлось прерогативой киноактрис. Однако благодаря творческому и экспериментальному подходу Макса Фактора к созданию макияжа на прилавках появились нежные нюдовые тона, более чем подходящие для постоянной носки женщинами любой социальной категории.
На пике популярности Макс Фактор скончался. Но его дело продолжает жить благодаря потомкам.
Герой женщин
Кроме актрис косметику начали приобретать обычные американские женщины. До этого нанесение помады, теней считалось уделом женщин легкого поведения. Но Макс Фактор создавал нежные, светлые, перламутровые тона, которые не выглядели вульгарно. Так началась эра мейкапа
Глядя на див, наносящих косметику, ее создатель понял, что важно не только сочетать цвета, но и подбирать оттенки соответствующие тону кожи и цвету волос. Женщины действительно преобразились
В 20-е годы фирме Max Factor`s поступил заказ на изготовление 2700 литров массы для грима оливкового цвета для съемок фильма «Бен-Гур». Индустрия Фактора приобрела небывалые масштабы. Косметику рекламировали звезды кино, а он делал из актрис суперзвезд.
В 1935 году им была открыта первая невероятно популярная студия макияжа, в которой подбирали цвета и оттенки косметики для женщин. В ней находился «Калибратор красоты» — аппарат, считывающий параметры лица и сравнивающий их на соответствие стандартам. После чего женщине советовали, как убрать выявленные изъяны.
Косметика фирмы Max Factor до сих пор пользуется огромной популярностью.
На пике славы компании Max Factor`s создатель скончался. На его место пришел сын Фрэнк, сменивший имя на Макс Фактор-младший. Он умело продолжил дело отца.
Биография[править | править код]
Польский еврей, сын рабочего из Лодзи, он в семь лет продавал конфеты в театре, в восемь прислуживал аптекарю, в девять стал подмастерьем изготовителя париков, в тринадцать — учеником знаменитого берлинского парикмахера. В возрасте 14 лет он перебрался в Москву и поступил на службу в Большой театр в качестве помощника гримёра. Навыки, приобретённые в театре, очень помогли Фактору в будущем.
Затем ему пришлось пройти обязательную военную службу в русской армии. После демобилизации Факторович открывает в 1895 году в Рязани свой собственный магазин, где продаёт румяна, кремы, парфюмерию и парики — в основном, всё собственного изготовления. Дом, в котором был его первый магазин, сохранился — он находится в городе Рязани, на Соборной улице, д. 48.
Однажды в Рязани остановилась театральная труппа, и через несколько недель продукцию польского еврея уже знали при дворе.
Позднее он переехал в Санкт-Петербург, где стал работать в Оперном театре, занимаясь костюмами и гримом. Загримированные Максом Фактором актёры играли перед Николаем II, и вскоре имя талантливого гримёра стало широко известно среди знати. Несколько лет он работал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах.
В 1904 году эмигрировал вместе с семьёй в США. Основал компанию «Max Factor». В 1914 году Фактор делает по-настоящему революционное открытие в области косметологии – он придумал уникальное тонирующее средство кремовой консистенции. Крем от Макса Фактора наносился на кожу тонким слоем и не высыхал, в отличие от грима, которым пользовались актеры раньше. Тональное средство Фактора имело 12 оттенков.
Его называют «отцом современной косметики». После смерти Макса Фактора в 1938 году его дело продолжил сын Фрэнк, который поменял имя и стал называться Макс Фактор-младший.
Смерть
В 1938 году Макс Фактор путешествовал по Европе по делам со своим сыном Дэвисом, когда во время остановки в Париже он получил записку с требованием денег в обмен на его жизнь. Полиция предприняла попытку поймать вымогателя с помощью приманки, но никто не появился в условленном месте высадки, чтобы забрать деньги. Фактор был настолько потрясен угрозой, что по указанию местного врача вернулся в Америку, где по прибытии слег в постель. Макс Фактор умер 30 августа 1938 года возрасте 65 лет в Беверли-Хиллз. штат Калифорния. Первоначально он был похоронен в мавзолее Бет Олем на кладбище Hollywood Forever в Лос-Анджелесе. Его останки были перенесены много лет спустя на кладбище Хиллсайд Мемориал Парк в Калвер-Сити, Калифорния.
Не теряй веру в людей
В Карловых Варах Максима встретил друг, который обещал отправить его вместе с семьей в Америку. Однако он не упомянул, что им придется плыть в третьем классе, полном всех возможных неудобств, вплоть до крыс. Выбора не было. На острове Эллис, главной бухте Нью-Йорка, таможенник записал имя Максима как «Макс Фактор» — для краткости. Таким оно и осталось до самой смерти гримера.
В деньгах Макс не нуждался: все то время, что он работал при дворе, он копил наличные, и сейчас они превратились в 40 тысяч американских долларов. На них он открыл магазин в Сент-Луисе, где занялся своим любимым делом. Проблема была только в одном: он не говорил по-английски. Языковой барьер мешал бизнесу, поэтому он нанял помощника, с которым дела пошли в гору. Правда, спустя какое-то время тот украл все деньги и скрылся в неизвестном направлении. Макс остался без гроша в кармане с тремя голодными детьми на руках.
С горем пополам и при помощи дяди Макс Фактор открыл парикмахерскую, которая вскоре начала окупаться. Еще через несколько месяцев Эстер родила четвертого сына. Казалось, им, наконец, удалось урвать долю своего иммигрантского счастья. Однако через два года Эстер умерла. Макс, искренне любивший свою жену, был убит горем и осознавал, что никто не сможет заменить ее.
Впрочем, он слишком хорошо понимал, что мальчишкам нужна мать, поэтому женился на женщине по имени Хума Срадовски. Она почти тут же забеременела и родила еще одного сына, но брак все равно трещал по швам. Хума была очень требовательной и черствой женщиной, она любила роскошную жизнь и заботилась только о себе. Через год, когда она подняла руку на ребенка на глазах у клиентов, Макс не выдержал и подал на развод. Ему еще долгое время пришлось отстаивать в суде опеку над своими детьми.
Несмотря на неприятности, которые сыпались на него одна за другой, Макс не терял присутствие духа. К этому времени он встретил двоюродного брата, прибывшего из Польши. Тот попросил приютить его ненадолго, но в итоге, как это часто бывает, остался на несколько месяцев. Макс научил его всему, что умел. Он едва справлялся в парикмахерской, а ведь еще приходилось следить за детьми, поэтому помощник ему пригодился. Конечно, пришлось потратить немало времени на обучение, но, в конце концов, брат освоился. Часть обязанностей спала с плеч Макса, и он уже вздохнул с облегчением, как вдруг брат самым натуральным образом предал его, перебежав в сманившее его конкурирующее заведение.
Такого удара он не ожидал. Сперва лживый помощник, потом злобная жена, а теперь еще и кузен-предатель, и все же он продолжал верить людям. В 1908 году Макс Фактор женился в третий раз и предпринял отчаянную попытку все начать сначала, переехав в Голливуд.