Ольфакторные глаголы
Так называют глаголы, описывающие восприятие запахов. Набор этих слов в нашем языке весьма скуден. То же самое относится к описанию восприятия другими органами чувств, за исключением разве что зрения. Действительно, с помощью глаз мы получаем примерно 80 % всей информации об окружающей действительности. Мы можем видеть, смотреть, глядеть и т. д. В целом есть масса глаголов, описывающих в прямом или переносном смысле восприятие мира глазами.
Остальная часть информации воспринимается нами через три других канала примерно в равной степени.
- Осязание (в общем смысле — ощущение).
- Обоняние (в более активной форме мы нюхаем или вдыхаем), чутье (помимо собственно обоняния сюда относят в целом интуитивное постижение чего-либо).
- Вкус.
Восприятие последнего мы не можем описать каким-либо одним глаголом. Например, вкушать — это значит с удовольствием принимать пищу, но не ощущать его вкус. Стоит отметить, что в процессе восприятия вкусовых качеств в значительной мере участвует и обоняние. Оно позволяет нам разделять горькое, кислое, соленое, сладкое и особый вкус «умами».
Глагол «обонять» восходит к старославянскому «воняти». В бытовой лексике он используется редко. Чаще мы его заменяем словами «нюхать», «вдыхать», «ощущать». В словаре Даля имеются также синонимы «слышать» и «слушать». Выбор того или иного глагола определяется нами интуитивно, в зависимости от ситуации, поскольку каждое слово наделено собственными семантическими характеристиками. Например, мы нюхаем (обоняем) какой-либо предмет, являющийся источником выраженного запаха.
Собственно ароматы мы можем ощущать, чувствовать, слышать
Если человек обращает внимание на какой-то запах, то говорят, что он принюхивается.. Иначе выражаясь, всеми указанными глаголами описывается либо направленное действие, либо восприятие
Если продавец парфюмерного магазина предлагает послушать новый аромат, это не будет являться речевой ошибкой. Напротив, консультанты при общении с посетителями стараются избегать слова «нюхать» как слишком физиологичного и не соответствующего контексту утонченной парфюмерии. Даже глагол «пахнуть» признан нежелательным. Вместо него стоит использовать слово «благоухать».
Иначе выражаясь, всеми указанными глаголами описывается либо направленное действие, либо восприятие. Если продавец парфюмерного магазина предлагает послушать новый аромат, это не будет являться речевой ошибкой. Напротив, консультанты при общении с посетителями стараются избегать слова «нюхать» как слишком физиологичного и не соответствующего контексту утонченной парфюмерии. Даже глагол «пахнуть» признан нежелательным. Вместо него стоит использовать слово «благоухать».
Тем не менее, профессиональные филологи и лингвисты с некоторым пренебрежением относятся к таким словарным заменам, особенно когда они декларируются как обязательные.
Помимо указанных глаголов «обонять», «нюхать», «тестировать», «вдыхать», «слышать» и «слышать» в речи парфюмеров изредка проскакивает англоязычное слово «смеллить».
О модных запахах
Стася: Духи — очень модная вещь. А еще это мощный инструмент воздействия на других. По запаху ты можешь кому-то понравиться на собеседовании, можешь произвести какое-то впечатление. Какие запахи сейчас самые модные, а какие переживают не самые лучшие времена?
Ксения: Во-первых, тут надо сказать, что моду на духи формируют, как ни удивительно, не сами марки или какие-то звезды, а в первую очередь парфюмерные химики. Вдруг появляется новый ингредиент, который сделали в какой-то лаборатории, или новый душистый материал, который нашли на экзотических островах, — словом, в палитре парфюмера появляется новая краска. И ее все начинают активно использовать, поскольку новизна всегда притягивает. И у нас разом появляется новое поколение духов с каким-нибудь ландышем, например.
Что касается реальной моды на те или иные запахи сейчас, то я замечаю возвращение интереса к духам, про которые толком ничего нельзя сказать сразу, про какие-то абстрактные композиции, которые не пахнут чем-то конкретным. Например, ты не можешь сказать, что вот это роза, это жасмин. Это какие-то суперабстрактные запахи города, которые замечательно вписываются в нашу активную, бегучую жизнь. То есть это такие духи, которые ты, условно, можешь надеть на детский утренник, а потом побежать в них на работу, потом вечером пойти в театр в тех же духах, и они никого не смутят, никого не задушат, ни у кого не вызовут вопросов. Это такие абстрактные древесно-мускусные композиции, которые говорят: «Я человек с хорошей гигиеной». Классический пример таких духов — Escentric Molecules. Они действительно хороши тем, что не вызывают никаких прямых ассоциаций, ты не можешь сказать, что это пахнет пляжем Барселоны, моей первой любовью или чем-то еще. Они просто пахнут городской средой. Поэтому такие духи появляются почти у всех марок, которые быстро хотят заработать денежек.
Стася: Можно сказать, что это самые модные запахи сегодня?
Ксения: Да! Эфемерная химия сейчас обладает большим спросом, огромной палитрой всяких молекул. Все эти духи довольно рукотворные на запах, то есть мы не можешь сказать, что они пахнут лесом, но тем и хороши.
О первых необычных духах
Стася: Был ли у тебя какой-то аромат, который раскрыл тебе нишевую парфюмерию, твою новую профессию?
Ксения: Мы с подругой поехали в Берлин и пошли там в универмаг, где на первом этаже в парфюмерном отделе стояла марка Serge Lutens, про которую я тогда ничего не знала. Мы подошли в этому стенду, и там были духи, которые называются Gris Clair. Я их понюхала и поняла, что — ого! — реальная парфюмерия — это не просто хорошо пахнуть, это очень сильное чувство. Потому что даже мне (моя работа — описывать духи профессионально) сложно описать, чем они пахнут. Это запах одновременно горного тумана и раскаленного пара от утюга, то есть это такой удивительный контраст температур во флаконе. Я даже не знала, что у духов может быть такой удивительный эффект, что ты их ощущаешь не только носом, но и практически кожей! То есть это такие духи, которые обдают тебя и жаром, и холодом. Я совершенно в них влюбилась, купила сразу два флакона. Спустя много лет это до сих пор мой любимый аромат.
Как выбирать духи, если ничего особо не нравится?
Стася: Есть люди, которые вроде все обоняют, они все запахи чувствуют, но никаких мурашек от ароматов у них по телу не бежит, им все более-менее ок. Они просто не могут выбрать, не потому что не чувствуют аромат, а потому что ничто не отзывается в душе. Как бы ты им посоветовала выбирать запахи?
Ксения: Поскольку подкаст называется «Нестыдный вопрос», то для начала я бы посоветовала вообще перестать стыдиться на эту тему, потому что, да, парфюмерия сейчас очень модная область искусства, но это не значит, что в нее необходимо прям влюбляться. То есть у всех свои средства самовыражения. Меня, например, совсем не влюбляет макияж, я не пользуюсь декоративной косметикой, это нормально. Такая же история с запахами. Но если есть желание погрузиться в эту тему, то совет дико простой: начать очень много нюхать всего, чтобы понять, что нравится, хотя бы на уровне каких-то основных ингредиентов. То есть ходить, нюхать, собирать свой ольфакторный багаж, на основе которого потом и возникнут предпочтения.
Выбирать духи лучше в первой половине дня
Для того чтобы выбрать запах, который будет сопутствовать вашему образу, дополняя и украшая его, надо посвятить пробам и поискам довольно много времени. Выбирать духи лучше в первой половине дня — вечером наш нос менее чувствителен к запахам, но вместе с тем первые 2-3 часа после пробуждения обоняние еще не просыпается.
Еще на него негативно влияют плотная пища, запах табака и сухой воздух. Не нюхайте духи прямо из флакона — почувствуете только сильные ноты спирта и верхние ноты. Увы, не ко всем духам есть пробные упаковки, но подойдут и специальные карточки с капелькой духов или бумажные листочки, которые надо слегка потереть.
Если вы покупаете духи на рынке, используйте собственный носовой платок или обычный листочек. Но тогда не стоит пробовать несколько духов сразу, поскольку у вас в сумке запахи этих листочков перемешаются. Унесите бумажку с собой и принюхивайтесь к ней в течение дня — как будет меняться аромат.
Если аромат вам понравился, попробуйте его на себе, только кожа дает духам раскрыться. Капните несколько капель на внутреннюю сторону запястья или на тыльную сторону руки и дайте им испариться. Не растирайте — это повреждает молекулы и изменяет запах.
Если вы пробуете несколько запахов одновременно, обязательно запомните, какой из них на какой участок вы нанесли. Максимум, сколько ароматов вы можете попробовать за один поход — пять, и то последние два вы уже не сможете оценить в полной мере.
Конечно, это сильно ограничит ваш выбор, но нос устает очень быстро. Между духами стоит понюхать молотый кофе, чтобы восстановить восприимчивость к запахам, или выйти прогуляться на свежий воздух.
От чего зависит запах духов на коже
Специалисты подчеркивают, что парфюмерия действует по-разному в зависимости от цвета лица, волос и даже диеты каждого пользователя. Не случайно некоторые запахи незаметны для нас или настолько сильны и раздражают, что могут даже вызвать мигрень. Ключевым моментом, конечно же, является цвет лица, тип которого связан с толщиной кожи и степенью ее увлажнения и смазки.
Разные фототипы кожи также связаны с разным функционированием нашего организма. Например, люди со светлой кожей, т.н. фарфоровые лица, как правило, имеют более низкое кровяное давление, чем люди с темной кожей. Поэтому, когда мы наносим духи в места, где кровеносные сосуды особенно активны, то есть там, где чувствуется пульс (например, на запястьях), запах исходит по-разному в зависимости от того, более высокое у нас давление или более низкое.
Влияние фототипа кожи на стойкость парфюма
Различают следующие фототипы:
- I (кельтский)
- II (североевропейский)
- III (центральноевропейский)
- IV (южноевропейский)
- V (азиатский, североафриканский)
- VI (африканский).
На каждом из них эти духи будут пахнуть по-разному. Сухая кожа и низкое кровяное давление — самый простой ответ на вопрос о более короткой и менее интенсивной жизни каждого аромата.
Важно отметить, что рН кожи, который должен быть нейтральным, также имеет большое значение при «улавливании запаха». Но его часто нарушают индивидуальные предрасположенности, например, хронические заболевания, курение, употребление алкоголя и т
д.
Стойкость
От процента эфирного масла в чистом спирте зависит стойкость парфюма:
- От 20% и больше — Духи. Стойкость около 6 часов.
- 10% — Парфюмерная вода. Ощущается не больше 4 часов.
- 5% — Туалетная вода. Стойкость 2 часа.
- 2% — Дезодорант. Держится не больше часа.
- 1% и меньше — Одеколон. Ощущается несколько минут.
Многие думают, если купили поделку, то стойкость будет очень низкой.
На самом деле она зависит от самого аромата, так как реплика отличается от оригинала тем, что она не меняется, когда в то же время оригинал раскрывается с каждой минутой, меняя свое благоухание. А запах даже от подделки может держаться часами, если в нем достаточное количество эфирного масла.
Но бывает, что и оригинальный парфюм после покупки не так ощущается и слабо держится на теле. Рассмотрим, по каким причинам это происходит.
Перепады температуры воздуха и встряска
Не все перевозчики щепетильно соблюдают правила перевозки парфюма, поэтому он может лежать на солнце, ощущать на себе чрезмерную тряску транспорта или перевозиться в минусовую погоду.
Поэтому после покупки такого товара его нужно поставить в темное место на двое суток, чтобы он привык к комнатной температуре и пришел в себя. Особенно это актуально летом и зимой. Только после этого его можно использовать.
Особенности кожи
Не секрет, что у каждого человека химический состав кожи индивидуален. Поэтому один и тот же парфюм на каждом человеке может пахнуть по-разному. Люди делятся на два типа:
- Горячие — Они любят открывать окна, чувствительны к духоте. На их горячем теле аромат чувствуется сильнее, но и быстро выветривается. А значит, даже самые стойкие духи и 6 часов не продержатся.
- Мерзлячки — Они почти всегда мерзнут, не любят кондиционеры. На их теле благоухание, даже самое слабое, держится очень долго, но слабо ощущается.
Окружающая среда
В дождь, холод, жару нотки парфюма ощущаются по-разному. Сильнее всего они ощущаются в жару, а в дождь они меняются почти до неузнаваемости, смешиваясь с окружающим запахом, а то и вовсе смываясь с тела или одежды.
В ветреную погоду не стоит и надеяться, что запах продержится дольше двух часов. Самым оптимальным условием для демонстрации шлейфа аромата считается сухая и теплая погода.
Разные партии
Не стоит надеяться, что сходство духов сделанного в этом и в позапрошлом году будет одинаковым. Это происходит от того, что эфирное масло собирают в разное время. Например, цветы одного сорта на одной клумбе каждый год пахнут немного по-разному, в зависимости от обильности осадков, полученных удобрений и многих других причин.
Поэтому многие парфюмеры в наше время стали создавать искусственные ароматические экстракты. К сожалению, такие духи лишаются индивидуализма, что очень ценят изысканные ценители парфюма.
Если ваша марка сделана из оригинального масла, то в поисках такого же благоухания нужно обращать внимание на код, который наносится на каждый флакончик. Код с одной партии будет одинаковым
Неправильное хранение
Далеко не все поставщики имеют возможность правильно хранить товар. Некоторые его хранят в слишком холодных, жарких или сырых помещениях, что очень влияет на качество товара.
К сожалению, это проверить почти невозможно, так как они потом в магазине обычно хранятся на полках при комнатной температуре. Но состав уже испортился из-за раннего неправильного хранения, особенно, если там хранился долго.
Низкое качество производства
Если производитель выпускает парфюм ради прибыли, то он обычно не заморачивается его качеством.
Новый парфюм он обычно выпускает высококачественным и стойким, как только спрос превышает предложение, так сразу производитель снижает качество, уменьшает количество эфирного масла, экономит на всем
Для него важно получить прибыль, пока марка находится на пике популярности
Усталость от аромата
Если дольше нескольких месяцев использовать одну и ту же марку духов, то обоняние рано или поздно привыкнет к нему и перестанет ощущать. И Вам будет казаться, что он улетучился, потерял стойкость, чтобы вернуть запах, брызгаете себя снова и снова, доводя окружающих до головокружения.
Чтобы этого не произошло, нужно на месяц забыть про эту марку, тогда отдохнувшее обоняние заново его ощутит.
Пахнет опытом
Конечно, в обонянии присутствует паскудная генетическая данность. Кто-то чувствует запах лучше, кто-то хуже. Если у вас немного более функциональный рецептор OR11A1 — свекла по вкусу будет смахивать на землю (да, обоняние и вкус тесно связаны).
Но еще больше на нашем обонянии сказывается аромат нашей личной истории. На то, как мы оцениваем запах, влияют контекст и ожидания, а еще восприятие запаха искажают мультимодальные раздражители, которые стимулируют больше, чем одно чувство. В такой ситуации мы больше доверяем другим органам чувств, поэтому если что-то выглядит как лимон и на ощупь как лимон — мы почти наверняка будем считать, что оно должно пахнуть как лимон.
Конечно, сказывается и то, что мы уже знаем о мире: «Обонятельное восприятие… критически зависит от прошлого и текущего опыта и воздействия», — говорят ученые. Эту способность обоняния меняться обеспечивает нейронная пластичность: весь путь запаха, от нейронов обонятельных рецепторов до неокортекса, подстраивается под обстоятельства.
Если хотя бы 50 секунд принюхиваться к совершенно новому запаху, корковые нейроны лучше различают химически похожие ароматы вроде деканола и додеканола. Это романтически называют «опытом запаха». Он помогает запоминать, различать и затем узнавать схожие запахи (крысам помогает точно).
Конечно, «опыт запаха» может быть и дурным. Я не пью текилу: от одного ее запаха меня тошнит, как тошнило в уже не помню каком году. Еще я паникую от запаха резиновых перчаток.
Актуальность исследования
У каждого есть ароматы, которые ему нравятся, например, ваниль или кофе, и ароматы, которые не нравятся. Что делает одни запахи привлекательными, а другие нет?
Барани Раман (Barani Raman), профессор из Инженерной школы Маккелви Вашингтонского университета (McKelvey School of Engineering at Washington University) в Сент-Луисе, и Ришаб Чандак (Rishabh Chandak) изучали поведение саранчи и как нейроны в их мозгу реагировали на привлекательные и непривлекательные запахи, чтобы узнать больше о том, как мозг кодирует предпочтения и как он учится.
Раман много лет использовал саранчу для изучения основных принципов загадочного обоняния. Хотя у людей это скорее эстетическое чувство, у насекомых, включая саранчу, обонятельная система используется для поиска пищи и партнеров, а также для обнаружения хищников.
Нейроны в их антеннах преобразуют химические сигналы в электрические и передают их в мозг. Затем эта информация обрабатывается несколькими нейронными цепями, которые преобразуют сенсорные сигналы в поведение.
Раман и Чандак приступили к пониманию того, как формируются нейронные сигналы, вызывающие поведение, связанное с едой. Подобно слюнотечению собак и людей, саранча использует сенсорные придатки, расположенные рядом со ртом, называемые щупальцами, чтобы хватать пищу.
Захватывающее действие запускается автоматически при обнаружении некоторых одорантов. Одорантами ученые назвали вещества, вызывающие или не вызывающие у саранчи “аппетит”.
Раман и Чандак, получившие награду за диссертацию в области биомедицинской инженерии, использовали 22 различных запаха, чтобы понять, какие запахи саранча находит аппетитными, а какие нет.
Ее любимыми ароматами были те, которые пахли травой (гексанол) и бананом (изоамилацетат), а наименее любимыми были запахи миндаля (бензальдегид) и цитрусовых (цитраль).
Что еще влияет на запах?
Известна классификация типов кожи. Она бывает сухой, жирной, смешанной и нормальной. Кроме того, состояние кожи человека сильно зависит от следующих факторов:
- времени суток;
- состояния здоровья;
- частоты мытья;
- применяемых моющих средств;
- состояния психики;
- окружающей среды.
Под влиянием этих и других обстоятельств постоянно происходит расщепление и видоизменение веществ кожи. Те же процессы наблюдаются и у ароматических веществ.
Очень важен фон, на котором действуют ноты духов. Любое пространство имеет собственный запах. Каждая комната пахнет по-разному. Запахи леса отличаются от запахов магазинов, улицы, кинотеатров, ресторанов и т.д.
Такие фоновые отдушки воздействуют на обонятельные рецепторы человека. Их клетки реагируют на химические вещества фона, в результате одни и те же духи в разной обстановке будут источать немного другой аромат.
Важность выбора «своей» парфюмерии
Каждые духи имеют в своем составе ароматы, приближенные к запахам тела человека. Концентрация и количество таких компонентов отличаются в разных духах. Благодаря этому духи получают собственный характер, который идеально подходит одному человеку, но противопоказан другому.
Этот фактор человек ощущает на уровне интуиции, когда, например, утверждает, что одни духи ему подходят, а другие не нравятся. Иначе говоря, когда в гармонии находятся компоненты духов и запах тела, то можно быть уверенным в правильности их выбора.
Это чувство гармонии аромата передается окружающим людям. Такие понятия, как «приятный человек» или «неприятный» во многом зависят от того, подходит ему парфюм или нет.
Запах может рассказать что-то важное про личность. Более того, существует мнение, что духи способны подчеркнуть достоинства человека и даже скрыть его недостатки
Вот почему так важно полагаться на свою интуицию. Только собственные ощущения помогут сделать грамотный выбор.
Итак, проведенные эксперименты слишком просты, чтобы с их помощью можно было предсказать будущий аромат духов, нанесенных на кожу того или другого человека. Однако они наглядно демонстрируют, что конечные ноты является результатом сложнейших химических взаимодействий компонентов парфюма и кожи конкретного человека.
Причем немаловажным является учет внешних и внутренних факторов, о которых мы писали выше. Эти обстоятельства, скорее бессознательно, влияют на выбор человеком конкретного парфюма.
Связь синестезии и восприятия аромата на слух
«Слушание» аромата в настоящее время признается таким же естественным процессом, как и прослушивание музыки. Ранее синестезия считалась нарушениям восприятия, теперь же ее относят к норме. Способность воспринимать запахи как звуки дарит человеку огромные возможности для утончения вкуса. Неслучайно синестезия активно использовалась деятелями искусств. Ярким примером является писатель Владимир Набоков — он наделял буквы цветами.
В музыке подобным приемом орудовали Римский-Корсаков и Скрябин. Последний впервые окрасил музыкальные произведения в цвета. Например, в симфонии «Прометей» дополнительно участвовала «цветовая» клавиатура, где разным тонам соответствовали определенные цвета. Такое соответствие формировалось на основе личного восприятия композитора. Партия «цвета» обычно исполнялась женой Скрябина.
Сравнение запахов со звуками связано прежде всего с трудностью их описания другими способами. В бытовых условиях приходится пользоваться аналогиями. Например, предмет может иметь запах розы или дождя. Иногда ароматы описываются через вкус (сладкий, кислый) либо через телесные ощущения (холодный, бархатистый). Когда же сравнение идет с нотами и аккордами, люди начинают «слышать» запахи.
Такая синестезия глубоко укоренилась в парфюмерном искусстве. Каждый аромат можно интерпретировать через звук или через иной аромат. «Звучать» начинают даже запахи воды и воздуха.
Помимо нот и аккордов парфюмеры пользуются описательными характеристиками других видов искусства. К примеру, аромат Bvlgari Aqva Divina создавался под влиянием картины Боттичелли «Рождение Венеры», в то время как Аня Рубик создавала свой первый аромат под явным впечатлением черно-белых фотографий Роберта Мэплтона. Наконец, оперное искусство повлияло на рождение парфюмерной композиции Cio Cio San Parfums MDCI, а балетная пластика — на появление Precision & Grace от Гезы Шоена.
Особо активно эксперименты в области синестезии внедряются в ольфаторно-вкусовых параллелях. Шеф-повара охотно пользуются парфюмерной терминологией при описании своих блюд. Достаточно хорошо это заметно в меню британских ресторанов. В рамках синестетических проектов организуются коллаборации парфюмеров с поварами, дизайнерами, музыкантами и галеристами. Результатом такой деятельности являются выставки и инсталляции, где наглядно показывается связь запаха с цветом и вкусом.
Так, разработанный аромат Penhaligon’s Ostara весной 2015 года вдохновил владельцев английского паба The Quince Tree на включение в меню особых лимонно-медовых эклеров, чизкейков с оттенками меда, фиалковых капкейков и сэндвичей на основе шафранового меда. Общими чертами данных блюд являлось обыгрывание медово-ягодных нот и нарцисса как основного цветка парфюмерной композиции Penhaligon’s Ostara.
Похожая синестетическая коллаборация возникла и между компаниями Byredo и Oliver Peoples. Парфюмерный дом и бренд очков решили совместно разрабатывать продукты на грани обоняния и зрения. Для этого тщательно изучались виды Лос-Анджелеса сквозь цветные линзы. Полученные цветовые впечатления реализовывались компаниями в виде ароматов. Так появились наборы, включающие в себя солнцезащитные очки Oliver Peoples и духи Byredo.